История кафедры

 

История кафедры психологии

 

История кафедры психологии РГУФК – это и история отечественной психологии спорта. Она стала наукой усилиями первого заведующего кафедрой Петра Антоновича Рудика, со дня рождения которого прошло уже свыше ста лет. Принято считать, что реально психология спорта как наука зародилась с момента публикации П.А.Рудика «Влияние мускульной работы на процесс реакции» (1925).

 

Кафедра психологии была создана в 1930 г.,  и в 1932 году ее возглавил П.А.Рудик. С этого времени психология спорта получила статус отрасли науки, которая стала предметом изучения и преподавания. Курс психологии формировался применительно к спе­цифике вуза. Была разработана программа, соответствующая профилю института физической культуры и впитавшая луч­шие достижения психологической науки того времени. Таким образом, уже в середине 30-х годов студенты ГЦОЛИФК были обеспечены качественным преподаванием общей психологии и психологии спорта. В послевоенное время сотрудниками кафедры опублико­ван первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специальный учебник для средних физкультурных учебных заведений.

 Начиная c 50-х годов, сотрудниками кафедры подготовлены 7 поколений учебников. Четыре из них — под редакций П.А.Руди­ка, один под редакцией В.М. Мельникова и два последних  - под редакцией А.В.Родионова. В первое послевоенное десятилетие преподаватели кафедры проводили исследования, в которых отражена роль мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий в спор­тивной деятельности, а также своеобразие и богатство эмоциональных переживаний в процессе спортивной дея­тельности. Впервые в отечественной и мировой психологической науке опреде­лено: понятие, содержание и задачи психологической под­готовки разработаны пути и методы, классификация видов подготовки и определена роль тренера в этом процессе; поставлен вопрос об унификации методов исследования.

 В 50-е годы психологическая подготовка спортсмена рассматривалась как «ком­плексный педагогический процесс, на­правленный на разностороннее раз­витие волевых качеств спортсмена, с тем, чтобы он мог с неослабевающей энергией до конца бороться за лучший результат, невзирая на всегда могу­щие иметь место в соревнованиях не­ожиданности и случайности».

 Вслед за этим начинается теорети­ческая разработка указанной пробле­мы. На первый план выдвигается формирование во­левых свойств и чувства высокой от­ветственности перед обществом. Была предложена концепция (1958), которая основывалась, пре­жде всего,  на морально-волевой под­готовке.

По итогам участия советских спортсменов в Играх Олимпиады 1956 года преподаватель кафедры психологии ГЦОЛИФК О.А.Черникова была награждена Орденом Ленина. Это - достижение, которое никогда не будет повторено.

 Качественный скачек произошел в начале 60-х годов, когда в относительно короткий период на кафедре психологии было защищено несколько кандидатских диссертаций по проблемам психологической подготовки -  футболистов (Б.И.Новиков), волейболистов (Л.С.Нерсесян), фехтовальщиков (А.В. Родионов), гимнастов (Е.Г.Козлов), лыжников-гонщиков (А.П. Поварницин). В этот же период сотрудники кафедры начинают работать в комплексных научных группах (сначала их называли «бригадами») при сборных командах СССР.

 С середины 70-х годов на первом плане оказалась про­блема, связанная с эмоциональной не­устойчивостью, что привело к стрем­лению непосредственно воздействовать на спортсмена с помощью аутогенных и гетерогенных приемов. Применение таких приемов показало, что их эффект зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными пока­зателями, известными в психологии. Среди сотрудников кафедры пионером в этой области стал О.В.Дашкевич.

 Практическая потребность комплек­тования спортивных коллективов, уп­равления этими коллективами привела к выводу, что требуются знания социально-психологических законов и закономер­ностей формирования спортивного кол­лектива. И здесь исследования начались работами аспиранта кафедры психологии Р.Л.Кричевского, который внес в подготовку спортсменов комплекс методик социально-пси­хологической диагностики и формирования межличностных отноше­ний.

 Работы доктора педагогических наук, профессора А.В.Родионова, возгла­вившего с 2003 году кафедру психологии, отражают многолет­ние исследования психологии спортивной деятельности и, в частности, — психологии поединка в отдельных видах спорта (единоборства и спортивные игры). Материалы исследований из­ложены в многочисленных научных монографиях, статьях и докладах на международных конгрессах и научно-практи­ческих конференциях.

 Специфические условия деятельности всегда провоцируют сильный дистресс, в связи с чем возникла проблема изучения психических состояний в спорте и особенно – состояния готовности к спортивной деятельности, которую изучают многие преподаватели, аспиранты и магистранты кафедры, большей частью которых руководит профессор кафедры В.Ф.Сопов. Особое значение придается изучению механизмов формирования установки, связанной с ожиданием наиболее вероятного исхода соревнований.

Что касается проблемы адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, которой занимается профессор А.В.Родионов с аспирантами, то здесь выделены следующие ее механизмы. Адаптация определяется некоторыми генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими свойствами, а проявляется на фоне деятельности, требующей высокой степени волевых усилий спортсмена. Факторами эффективности такой деятельности являются динамика адаптируемости к экстремальным условиям, адекватная установка на эффективные действия, способность к быстрому и адекватному решению оперативных задач.

 В настоящее время пси­холог, работая на ма­териале спорта, должен не только вычленять свою предметную область и план ана­лиза, но уметь соотносить эту область с соседними (биомеханикой, ТФК, физиологией, теориями видов спорта), т.е. быть и методологом и логи­ком, используя эти знания для конфи­гурации различных сторон научного предмета. И в этом смысле предмет психологии спорта является полипредметным образованием. В этом направлении продуктивно работает профессор кафедры психологии В.Н.Непопалов.

 Профессор кафедры А.Л.Попов  написал два качественных учебных пособия для институтов физической культуры.

Благодаря перечисленным выше результатам профессиональной деятельности сотрудников, в настоящее время кафедра психологии является базой научных исследований в области психологии физической культуры, спорта и туризма.

 Важные исследования проводят специалисты кафедры психологии РГУФК по проблемам выявления и внедрения в практику наиболее эффективных средств, форм и методов подготовки спортсменов высокого класса к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы. Сотрудники кафедры работают в двух[комплексных научных группах (КНГ) при сборных командах страны, в спортивных клубах и профессиональных командах по игровым видам спорта, а профессор кафедры психологии Сопов В.Ф. является так же аналитиком Центра спортивной подготовки сборных команд России.
 С 2003 года практически силами сотрудников кафедры, под патронажем ректора РГУФКСиТ профессора А.Н.Блеера, издается научно-методический журнал «Спортивный психолог».

С 2004 года кафедра проводит международную научно-практическую конференцию «Рудиковские чтения», которая с 2006 года проводится ежегодно.

За последние пять лет сотрудниками кафедры были разработаны и изданы два учебника:

1) «Психология физического воспитания и спорта» (2004 г.).               

 2) «Психология физической культуры и спорта» (2010 г.).

3) Курс лекций: «Основы психофизиологии экстремальной деятельности» (2006 г.).

4) Учебное пособие: «Психология деятельности в экстремальных условиях» (2008 г.).

 С 2008 года кафедра психологии начала подготовку студентов по новой специальности – «Спортивный психолог». В 2009 году желание учиться такой профессии  изъявили 35 молодых людей, а некоторые второкурсники, будущие спортивные психологи, уже осваиваются как специалисты по психодиагностике и работают со сложной психологической аппаратурой.
В 2013 году кафедра психологии осуществила первый выпуск специалистов по спортивной психологии.

На кафедре началась подготовка магистров по программе "Психологические проблемы спорта".

В 2015 году члены кафедры психологии вступили в РПО (Российское Психологическое Общество). 

На ежегодной отчетной научно-практической конференции РПО была впервые выделена самостоятельная секция посвященная проблемам спортивной психологии, на которой были представлены доклады по основным научным направлениям работы кафедры.

На сегодняшний день основной темой научно исследовательской деятельности кафедры является "Психологическая подготовка спортсменов высокой квалификации".

Сотрудниками кафедры разрабатываются основные проблемные аспекты по данной тематике:

Байковский Юрий Викторович, профессор, к.псх.н, д.п.н

– психология малых групп действующих в экстремальных условиях

– особенности деятельности человека в экстремальных условиях

Непопалов Владимир Николаевич, профессор, к.псх.н

- история, теория и методология спортивной психологии

- образовательные технологии в подготовке спортивных психологов, 

Москвин Виктор Анатольевич, профессор, д.п.н.; Москвина Нина Викторовна, доцент, к.псх.н

- индивидуально-типологические особенности спортсменов

- особенности мозговой организации двигательной деятельности: межполушарное взаимодействие

Сопов Владимир Федорович, профессор, к.псх.н

- регуляция психических состояний спортсменов

- диагностика психических состояний спортсменов

Романина Елена Васильевна, профессор, к.псх.н.

- психологический климат и групповая динамика в спортивных командах

- психотехники оптимизации работоспособности спортсменов

Нургалеев Владимир Султанович, профессор, д.псх.н

- оптимизация психологических условий спортивной деятельности

- проблема развития когнитивных функционирование спортсменов

Вощинин Александр Владимирович, доцент, к.псх.н

- рефлексивная регуляция психических состояний спортсменов

- рефлексивные процессы личности спортсменов и тренеров

Шумова Наталья Сергеевна, доцент, к.псх.н

- модельные характеристики и особенности взаимодействия в спортивной деятельности

- оптимизация процессов взаимодействия спортсменов и тренеров

Дашинимаева Аюна Цыреновна, доцент, к.псх.н.

- личностные характеристики спортсменов

- проблема психологической подготовки в спортивной деятельности

Наконечная Людмила Евгеньевна, доцент, к.псх.н

- индивидуализация психологической тренировки спортсменов

- - проблема психологической подготовки в спортивной деятельности

 

 



Sportedu: vKontakte Sportedu: Facebook Follow sportedu_ru: Twitter Sportedu: YouTube


Rambler's Top100