Информация

РУДИК ПЕТР АНТОНОВИЧ - ОСНОВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ ГЦОЛИФК

 

ПЕТР АНТОНОВИЧ РУДИК

И ЕГО ВКЛАД В ПСИХОЛОГИЮ СПОРТА

 

Становление и развитие отечественной спортивной науки нельзя рассматривать отдельно от психологии спорта и вклада в эту область психологии результатов научной, педагогической, организаторской деятельности основателя кафедры психологии ГЦОЛИФК, доктора психо­логических наук, профессора, член-корреспондента АПН, заслуженного деятеля науки Российской федерации Петра Антоновича Рудика.

 

Высоко образованный человек, закончивший с золотой медалью гимназию в 1910 г., закончивший МГУ, философский факультет в 1915 г. (и оставленный там работать в качестве ассистента) профессор П.А.Рудик в 1919 г. поступил на работу в Центральный Институт физической культуры и проработал в нем более 60-ти лет, являясь организатором и бессменным руководителем кафедры психологии.

 

Более 200 научных работ по психологии спорта вышло из под пера профессора П.А. Рудика. Много учебников и учебных пособий по психологии спорта и об­щей психологии, не потерявшим значения и в настоящее время, написано им для средних и высших учебных заведений физической культуры.

 Блестящий знаток спортивной деятельности, становления лич­ности и сознания спортсмена П.А.Рудик был вдохновителем, органи­затором и руководителем научных исследований по многим направле­ниям психологии спорта. Достаточно упомянуть о том, что многие деятели спортивной науки (несколько десятков докторов и кандидатов наук) в нашей стране и за рубежом проводили свои научные исследова­ния под руководством профессора П.А.Рудика.

 

Результаты научной деятельности П.А.Рудика в области спортивной психологии можно считать большим вкладом и в общую психологическую науку, т.к., все открываемые психологические закономерности и особенности различных видов спортивной деятельности он затем переносил и использовал их как "модели" общечеловеческой деятельности.

Характеризуя научную и педагогическую деятельность П.А.Рудика, следует особо отметить внедрение в теорию и практику спортивной психологии методологических основ Общей психологической науки. Блестящие интерпретации П.А. Рудиком основополагающих принципов: «единства деятельности, сознания личности»;  «монизма»; «отражения», «детерминизма»; «историзма», «единства тео­рии и практики», - позволяют и в наше время правильно выбрать и продолжать научные исследования в области психологии спорта. Так, например, «принцип отражения» трактует спортивную деятельность, не только как деятель­ность осознанную, находящуюся под постоянным контролем сознания, а не только «осознания целей», но и как понимание спортсменом способов и методов управления своими двигательными действиями через отражательную деятельность сознания. Особый интерес представляют его взгляды на решение проблемы предметного отражения в сознании движений и дей­ствий, связанных с развитием и совершенствованием т.н., «специализированных восприятий» в избранных видах спорта: в плавании – «чув­ства воды»;  в боксе, фехтовании -  «чувство дистанции»; в гимнастике – «чувство снаряда» и т.д. Учет «принципа детерминации» П.А.Рудик трактовал как «постоянный поиск факторов, способствующий нормальному функционированию психики спортсмена в условиях тренировки и соревно­вания».

 

Особое значение в методологии спортивной психологии П.А.Рудик отводил «системно-структурному подходу». Адаптируя основные понятия «общей теории систем», профессор П.А.Рудик показал общие и частные закономерности спортивной деятельности. Он отмечал, что «знание этих закономерностей общих для человеческой деятельности важно для нас потому, что, являясь общими, они проявляются и в каждом частном случае и поэтому необходимы для изучения настоящей проблемы - психологической структуры спортивной деятель­ности». Надо сказать , что предложенные профессо­ром   П.А.Рудиком основные методологические положения системного подхода позволили, в дальнейшем рассматривать содержание психологической подготовки в спорте как систему психолого-педагогического воздействия на спортсмена с целью развития и совершенствования психических качеств и черт личности для достижения высоких спортивных результатов в избранном виде спорта в (Савенков Г.И., 1998, 2002).

 

П.А.Рудик впервые в спортивной психологической науке опре­делил понятие, содержание и структуру психологической подготовки спортсменов. Им было выделил два основных вида: «Общая психологическая подготовка спортсмена» и «Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям».

 

Для общей психологи­ческой подготовки спортсмена им были определены следующие зада­чи:

1) сформировать и постоянно совершенствовать нравственные качества личности. В противном случае, спорт может служить при­чиной проявлений в жизни и деятельности отрицательных качеств личности;

2) сформировать способность спортсмена в преодолении объективных и субъективных трудностей, тем самым, развивая волю спортсмена;

3) развивать и совершенствовать систему взаимоотношений  в группе, в команде, в коллективе, решая, тем самым, задачи социально-психологической сплоченности как фактора эффективности подготовки;

4) развивать и совершенствовать способность к самоанализу и произвольной психорегуляции своих состояний, решая задачи эмоцио­нальной подготовки в спорте;  

5) развитие и совершенствование различных ощущений и восприятий у спортсмена (зрительных, слухо­вых, мьшечно-двигательных, осязательных, тактильных и др.). А развивая процессы «чувственного различения», пространственных, временн­ых, и динамических (силовых) параметров двигательных действий в спорте, доводя эти процессы до высокой степени совершенства, спортсмен, тем самым, формирует  появление «специализированных восприятий»;  

6) изучать, раз­вивать и совершенствовать особенности двигательных представлений о выполняемом движении или действии как основы «идеомоторной подготовки» в спорте. По-существу, П.А.Рудик   положил нача­ло решению проблемы формированию образа двигательного действия через «мысленное» выполнение спортивного упражнения для последующего непосредственного управления при выполнении двигательного действия.

 

 

Данный раздел общей психологической подготовки, по мнению П.А.Рудика, состоит в том, что на каждом отдельном этапе спортивного совершенствования двигательные представления по своей полноте и точности должны соответствовать уровню спортивного мастерства и периоду спортивного совершенствования. Содержание идеомоторной тренировки в спорте должно соответствовать содержанию технической, тактической и теоретической подготовки. В противном случае, «напол­няемость» сознания спортсмена образами двигательного действия бу­дет или очень сложной или упрощенной - ни то, ни другое не даст нужного эффекта в применении идеомоторной тренировки.

И еще одна особенность, подмеченная П.А.Рудиком: двигательные представления крайне неустойчивы, часто теряют свою ясность и отчетливость, пред­ставления становятся «расплывчатыми». Поэтому проведение идеомоторной тренировки в спорте, как в учебно-тренировочном, так и в соревновательном процессе, должно быть постоянным, систематическим. При этом, должно выполняться одно условие - программа направленности сознания спортсмена должна быть ориентирована на наиболее значимые компоненты двигательного дей­ствия и соответствовать уровню тренированности спортсмена;

 

Развитие и совершенствование всех видов отражательных процессов личности, начиная от ощущений и восприятий, до памяти и мышления требуют определенной «организации внимания» спортсмена, т. е., определенной направленности его сознания на окружающую среду и на свои двигательные действия. Поэтому, профессор П.А. Рудик в общей психологической подготовке подчеркивал важность развития и совершенствования произвольного внимания. Активизация произвольного внимания позволит наиболее эффективно использовать функции психических процессов: ошущений, восприятий, памяти и мышления. Внимание выступает в виде катали­затора всех психических процессов и на этой основе достижения значительных успехов в спортивной деятельности.Таким образом, включив в состав общей психологической под­готовки вопросы развития и совершенствования познавательных психических процессов личности, П.А. Рудик определил, наметил структуру интеллектуальной подготовки спортсмена.

 

Перечисленные задачи, поставленные профессором П.А. Рудиком, перед общей психологической подготовкой, дают основание считать, что в спорте это сделано впервые и по объему, и по направленности воздействия на личность спортсмена.

Перед второй основной частью психологической подготовки в спорте профессором были поставлена одна глобальная задача подго­товить спортсмена к конкретному соревнованию. Поэтому этот вид подготовки получил конкретное название: - «Психологическая под­готовка к соревнованию». Главная установка этого вида подготовки ориентировала специалистов и тренеров на: а) учет всех особенностей предстоящего соревнования и б) подготовку к эффективному использованию своего состояния тренированности через мобилизацию готовности спортсмена к состязаниям.

П.А. Рудик прекрасно понимал, что для решения этих глобальных задач подготовки спортсмена к соревнованию со стороны психологии должны быть предложены конкретные программы воздействия на спорт­смена в предсоревновательный и непосредственно соревновательный период.

Так, по первому направлению перед специалистами были по­ставлены следующие задачи:

1) довести до сознания спортсмена информацию о конкретных условиях предстоящего соревнования. Это могут быть сведения о масштабе соревнований, месте и времени проведения соревнований, климатических условиях в местах проведения соревнований и т.д.;

2) проанализировать состав участников соревнований через характеристику сильных и слабых сторон соперников по данному соревнованию;

3) оценить свои возможности в достижении конкретных целей через анализ прой­денного периода учебно-тренировочной деятельности перед соревнованиями;

4) сформулировать конкретные цели и задачи, стоящие перед спортсменом в данном соревновании.

 

По мнению П.А.Рудика вся поступающая информация должна быть доведена до спортсмена заранее и с учетом особенностей личности будущего участника соревнований.

По второму направлению предсоревноватльной психологической подготовки должны решаться более сложные задачи. В частности, основной целью является мобилизация готовности спортсмена на пред­стоящее соревнование.

Достижение этой цели должно происходить через решение следующих задач:

1) провести проверку общего сос­тояния готовности, т.е., состояния тренированности спортсмена. При этом, особую роль П.А. Рудик отводил высшей форме состояния тренированности – «спортивной форме». Содержание данной формы определяли следующие факторы: состояние физического здоровья (самочувствие спортсмена); психическое обеспечение соревнова­тельной деятельности; наличие ярко проявляемых спорт­сменом свойств внимания (интенсивности, устойчивости, распределения, переключения, объема и концентрации; быстрота простой и сложной реакций; наличие навыка исполнения спортивного упражнения с вы­сокой степенью эффективностью выполняемых двигательных действий; способность проявлять волю через преодоление максимальных труд­ностей в условиях спортивных соревнований; нравственная установ­ка личности, как участника соревнований; способность к произволь­ной регуляции своих эмоциональных состояний (психодиагностика и психорегуляция), и др.

 

2) сформировать у спортсмена целевую установку на данное соревнование. Это может быть установка на победу, на рекорд, на проверку уровня мобилизационной готовности, в зависимости от масштаба предстоящих соревнований, состояния спортивной формы, здоровья, периода предсоревновательной подготовки и т.д. Интерес представляют позиция П.А. Рудика по поводу возникновения у спортсменов в условиях соревнований   т.н. «психологических барьеров» - эмоциональных состояний, препятствующих эффективному выполнению спортивной деятельности. Психологическая природа этих состояний связана с тревожностью, с ожиданием, с образом в соз­нании спортсмена  тех трудностей, которые связанны с предстоящей спортив­ной борьбой.   П.А. Рудик выделил несколько видов психологических барьеров у спортсменов. Наиболее важными из них являются: сос­тояние стресса, длительного эмоционального переживания спортсмена, вызванного действиями определенных раздражителей-стрессоров; и навязчивые мысли о неудаче в предстоящих соревнованиях, вызванн­ые неудачами в прошедших соревнованиях; психологический барьер связанный с перенесенными травмами в процессе спортивной деятельности.

 

Большой заслугой П.А. Рудика, при решении этих проблем, была разработка средств и методов преодоления различных психологических барьеров в процессе предсоревновательной психологической подготовки спортсменов.

3) провести проверку готовности спортсмена в функциональном и психологическом отношении через «моделирование» соревнований. В итоге, П.А. Рудик подчеркивал, что основными особенностями соревновательной психологической подготовки спортсмена являются:

  • -  организация спортсменом своих действий в условиях соревнований;
  • -  знания, умения и навыки в своих действиях в соревнованиях;
  • -  представления о трудностях, с которыми может встретится спортсмен;
  • -  уверенность в преодолении субъективных и объективных трудностей;
  • -  способность в максимальном проявлении своей готовности;
  • -  способность проявлять активность в экстремальных условиях;
  • -  правильно организовывать свое внимание (направлять сознание) в условиях очень напряженной соревновательной деятельности;
  • -  активизация моральных и нравственных позиций спортсмена, мотивов участия в соревнованиях, чувства долга и ответстве­нности, чувства Родины и любви к Родине и т.д. - все это является важным фактором мобилизации готовности спорт­смена к соревнованию.

Хочется отметить очень важный фактор, связанный с психоло­гической подготовкой спортсмена. Это позиция П.А.Рудика в отношении роли тренера в решении задач подготовки спортсмена к соревнованиям. Эта роль является главенствующей, поскольку он (тренер) полностью отвечающей за проведение и результативность психологической подготовки спортсмена. Для этого он должен обладать знаниями как общей, так и специальной психологии - психологии спорта. Это, конечно, не значит, что он должен отвергать работу профессионально подготовленного спортив­ного психолога. Он должен использовать его знания и действия в качестве своего помощника и эксперта.

Требования к тренеру, сформулированные П.А.Рудиком, в области процесса психологической подготовки, можно назвать «очень высокими», т.е. тренер должен владеть методами психолого-педагогического воздействия на спортсмена (методами психологической подготовки) с таким же совершенством, какими он владеет методами физической, технической и тактической подготовки в спорте.

 

Высокие требования предъявлял П.А.Рудик к тренеру как педагогу. Помимо знаний и методов совершенствования в области спортивной деятельности, тренер должен быть воспитателем личности. Он гово­рил, что специальность тренера, преподавателя физического воспи­тания по своему социальному статусу является самой высокой среди других педагогических профессий.

 

Для эпохи П.А.Рудика в деле становления спортивной психологии как предмета науки и обучения специалистов в области физической культуры и спорта наиболее ярким является его работа как руководителя и организатора научной и учебной деятельности в Государственном Центральном институте физической культуры. Наиболее ярко проявился его талант в организации и управлении работы кафедры психологии, прежде всего, в его "кадровой политике". Для преподавательской работы на кафедре он самостоятельно подбирал и воспитывал контингент преподавателей психологии. В дальнейшем, они стали ведущими специалистами в области психологии спорта.

 

Его учениками и сподвижниками были такие специалисты как:

Г.М. Гагаева, О.А. Черикова, И.Г. Келищев, Л.С. Солнцева, В.В. Медведев,В.А.Гавриленко,  Л.Н.Данилина, Г.И.Савенков и др. Это был коллек­тив не только прекрасных специалистов-педагогов в области преподавания общей и спортивной психологии, но и ученых, внесших ве­сомый вклад в развитие отечественной психологии спорта.

Как куратор и руководитель аспирантов на кафедре психологии ГЦОЛИФК он внес большой вклад в подготовку научных кадров не только для России, но и для ближнего и дальнего зарубежья. Нет возможности перечислить всех его учеников и последователей.

Нельзя не отметить заслуги П.А.Рудика в организации и руководстве Проблемной лаборатории психологической подготовки спорт­сменов, членов Сборных команд СССР.  

 

Научные сотрудники проблем­ной лаборатории: О.В. Дашкевич, Ю.Я. Рыжонкин, А.В. Родионов, Г.И. Савенков, Е.Г. Козлов,  И.Г. Вендрих, А.Н. Романин, и др. внесли большой вклад в научное психологическое обеспечение Сборных Ко­манд нашей Родины, что несомненно сказалось на спортивных дости­жениях нашей страны на Олимпийских играх, на Первенствах Мира и Европы.

Эпоха П.А. Рудика оставила свой след в теории и практике спор­тивной психологии, его труды будут иметь значение для развития и совершенствования спортивной психологии в России.



Sportedu: vKontakte Sportedu: Facebook Follow sportedu_ru: Twitter Sportedu: YouTube


Rambler's Top100